Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. И роль школы здесь трудно переоценить. Тем более в наши дни, когда происходит серьезное ухудшение в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Отсюда уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т. к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Что касается меры общей профилактики, в школе все учащиеся вовлечены во все мероприятия. Это классные часы по направлениям, внеклассные мероприятия, волонтерство, отряд ЮИД, отряд ЮПП, отряд юнных спасателей, работа клуба «Адал ұрпақ», школьное самоуправление, работа проекта «Читающая школа», Жас ұлан, Жас қыран, работа семейного совета «Шаңырақ», кружки и спортивные секций. Вся перечисленная работа ведется с целью общей профилактики, которая способствует вовлечению всех учащихся в жизнь школы.
Меры специальной профилактики, это выявление учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Особое внимание в нашей школе уделаятся работе по профилактике правонарушений, асоциального поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также по профилактики распространения социально-негативных явлений среди обучающихся. Задачи данного направления:
- Создать благоприятный микроклимат среди учащихся в школе.
- Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальных нормам поведения, отстающих в учебе.
- Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся школы.
- Профилактика табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.
- Формирование здорового образа жизни учащихся через профилактику социально-негативных явлений в условиях образовательного процесса.
- Выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и оказание мер социальной поддержки.
С целью профилактики правонарушения в подростковой среде, в школе проходят следующие профилактические мероприятия: на начало учебного года идет планирование работы с детьми «группы риска», неблагополучные и с детьми состоящие на внутришкольном контроле, классные руководители, социальный педагог и психолог проводят индивидуальные беседы. В начале учебного года социальный педагог школы составляет банк данных учащихся. Списки неблагополучных семей сверяются с районным отделом полиции. Что касается статистики в данном направлении по окончании первого полугодия на учете ВШК состоят 3 учащихся, на учете как неблагополучная семья состоят 7 учащихся, выбыла одна семья (трое учащихся ) в Карагандинскую область, в группе риска состоят 2 учащихся, на учете в РОП учащиеся школы не состоят. Данные о вышеперечисленных учащихся вносятся в Электронную карту школы. (ЭКШ).
В рамках акции «Дети в ночном городе», «Подросток» совместно с инспектором ИДН, с участковыми полиции заместители директора по ВР, социальный педагог, психолог посещают неблагополучные семьи, семьи детей из «группы риска» и проводят профилактические беседы с родителями. В ходе осуществления рейдов посещаются квартиры семей, которые находится под ежедневном контроле. С родителями беседуют об ответственности за воспитание детей, нахождение в вечернее и ночное время суток без сопровождения взрослых, соблюдения режима дня школьника, соблюдение всех санитарных мер в период карантина, условия питания детей. Составляются акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних. Также посещаются парки села Астраханка, места наиболее массового скопления несовершеннолетних. Учащихся, находящихся без сопровождения взрослых не выявлено, а также не выявлены факты бродяжничества и попрошайничества.
В школе работает совет профилактики по правонарушений. В начале учебного года утверждается план работы, по плану проходят заседания Совета профилактики, где рассматриваются вопросы об организации работы Совета, а также поднимаются вопросы о дисциплине учащихся.
Работа социального педагога заключается в психологической реабилитации ребенка, устранении последствий негативного влияния неблагополучной семьи. На постоянной основе социальный педагог школы в течении года с учащимися «группы риска», ВШК, ОБПР проводит беседы, касаемые поведения в школе, на улице, на дороге, дома. Перед началом учебного года беседует с родителями, где выясняются проблемы при подготовки к новому учебному году.
С учащимися группы «риска» психолог школы, проводит индивидуальные беседы с детьми, игры, тренинги.
В целях пропаганды здорового образа жизни все дети, состоящие на учете ВШК и группы «риска» включены в работу кружков и спортивных секций, во внеурочное время.
В школе постоянно ведется контроль за посещением занятий учащимися, совместно с классными руководителями выясняются причины отсутствия учащихся на занятиях. Систематически ведется контроль за посещением школьной столовой учащимися, которые получают льготное бесплатное питание. Бесплатное льготное питание получают 76 учащихся первых классов и 24 семьи (42 учащихся) имеющих право на получения бесплатного льготного питания. Продолжается работа по оказанию спонсорской помощи учащимся в виде канцелярских принадлежностей, в виде спонсорской помощи вещей.
На постоянной основе перед каникулами проходят беседы с детьми и с родителями на тему «Безопасные каникулы», «Осторожно, тонкий лед!», профилактика ЧС, ПДД, правонарушений и преступлений. С приглашением сотрудников РОП, проходит разъяснительная работа по объяснению правил безопасности поведения на улице, дороге, в школе, дома, с незнакомыми людьми, а так же профилактика курения электронных сигарет, табакокурения, алкоголизма, наркомании.
С января месяца текущего года в школе начала функционировать Служба школьной медиации (СШМ). В состав СШМ вошли профессиональные медиаторы, учителя и президент школы. Основная цель Службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты. Возможно в дальнейшем благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Анализируя проделанную работу могу сказать, что работе с трудными подростками в школе уделяется достойное внимание, оказывается необходимая помощь детям, чьи семьи оказались в сложной жизненной ситуаций.
Хочу завершить словами великого советского педагога, писателя Антона Макаренко “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно”.
С.Аркенова
Заместитель директора по воспитательной работе
КГУ «ООШ № 2 села Астраханка
отдела образования по Астраханскому району
управления образования Акмолинской области »