22/10/2024  Вторник
$481.68 ₽5 €522.48

2020-2021 учебный год, в целом , по республике прошел в форматах офлайн- и онлайн-обучения в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации.

В Астраханском районе 29 из 31 школы  занимались в офлайн режиме. В 2-х школах: КГУ «ООШ №1 села Астраханка» и «ООШ №2 села Астраханка», в которых обучается почти треть контингента учащихся школ района  учебный процесс был организован в комбинированном формате: 1-4,5,9 и 11 классы поэтапно перешли на обучение в штатном режиме, а учащиеся 6,7,8 и 10 классов весь учебный год обучались в режиме офлайн-. В связи с чем школьникам и педагогам пришлось перестраиваться на новый режим работы. Только благодаря совместным усилиям педагогов, учащихся и родителей нам удалось организовать учебный процесс. С учетом сложившейся ситуации, для  восполнения потерь в знаниях  учащихся,  в июне была организована работа летней школы, которую посещали 1260 учащихся. Данная форма индивидуальной и групповой работы с учащимися нашла позитивные отклики со стороны учащихся и родителей. Для восполнения потерь в знаниях учащихся при организации учебного процесса в новом учебном году согласно рекомендациям МОН необходимо адаптировать «краткосрочные планы по предметам», выделить «сложные темы с учетом наверстывания упущенного материала», разработать «программы восстановления знаний, изменить подходы и методы обучения, усилить роль методических служб в поддержке педагогов при осуществлении учебно-воспитательного процесса».
В настоящее время все образовательные учреждения района ведут активную подготовку к началу нового учебного года в традиционном формате. Мы должны начать учебный процесс в режиме офлайн, несомненно, с соблюдением всех санитарных эпидемиологических требований, так как «фундаментальной основой и эффективным способом приобретения качественных знаний является живой диалог ученика и педагога». А недопущение распространения вируса напрямую зависит от нас и нашего поведения: соблюдения мер по санитарной безопасности, которые будут включать «ежедневную термометрию, масочный режим, кварцевание и проветривание, запрет на проведение массовых мероприятий, разобщение классов и распределение перемен в разное время, организацию дополнительных смен и подсмен и т.д.» «День знаний традиционно пройдет 1 сентября также с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических мер, будут организованы торжественные мероприятия для первоклассников с вручением  их первой книге «Әліппе» и «Букварь».
В новом учебном году в дошкольном образовании планируется провести работу по повышению квалификации педагогов ДДУ. В целях создания благоприятных условий для развития детей планируется улучшить материально-техническое оснащение дошкольных организаций. Продолжится работа по обеспечению доступности мест в дошкольных организациях, что позволит увеличить охват дошкольным образованием.  
В районе функционируют 27 образовательных организаций, осуществляю щих обучение программам дошкольного образования, 20 из которых находятся в составе общеобразовательных и основных средних  школ района.
Одним из параметров совершенствования качества образования является численность детей, посещающих дошкольные организации, и, соответственно, доступность дошкольного образования для всех групп детей. Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием по району составляет 100 %.
В 2021 году, в соответствии с ГПРО по Астраханскому району, 6 из 7 ДДУ прошли перерегистрацию из детских садов в ясли-сады для организации раннего развития детей и увеличения охвата детей в  от 1,6-2 летнего возраста, и открыты 2 ясельные группы по 15 мест в ГККП «Ясли-сад села Жалтыр,.» и «Ясли-сад села  Старый Колутон»., что позволит довести % раннего охвата детей до 81,6%. Показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1 до 3-х лет до конца 2025 года планируется довести до 83,8 %, за счет введения на базе действующих дошкольных организаций новых мест путём перепрофилирования дошкольных групп в ясельные.
Согласно Плану мероприятий по поэтапному введению дошкольных образовательных учреждений до конца текущего года планируется перевод мини-центра с краткосрочным днем пребывания на полный день пребывания в с. Каменка.
В мае текущего года был проведен итоговый мониторинг организаций дошкольного воспитания и обучения по отслеживанию развития умений и навыков детей. Результат мониторинга детей  с высоким и средним уровнями умений и навыков составил 80,8%, что полностью соответствует плану ГПРО. (81,0 %)
В дошкольных учреждениях необходимо выстроить системную работу по подготовке ребенка к школе и дальнейшей жизни в обществе, которая заключается не в передаче набора знаний, навыков и умений выпускнику детского сада, а в приобретении им ключевых 7 компетенций, которые в дальнейшем помогут ему в качественном овладении школьной программой и социализации.
В среднем образовании, в районе, как и в целом по республике, завершен переход на обновленное содержание по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ. Уже второй год прием документов в первый класс осуществляется в автоматизированном формате. Прогнозный контингент первоклассников в районе на новый учебный год составляет 379 учащихся. Полностью автоматизирована процедура приема учеников в первый класс и перевода детей из одной школы в другую. Родителям больше нет необходимости посещать школы и подавать документы в бумажном виде.
На начало 2020-2021 учебного года Астраханском районе действует 31 общеобразовательная школа, из них 17 – средних школ, 13 – основных школ и 1 – начальная школа. Если на конец учебного года полнокомплектных школ было 5: Астраханская СШ№1, Астраханская СШ№2, Джалтырская СШ№1, Жалтырская СШ№3, Первомайская СШ. По предварительным данным контингент более 180 учащихся стал в Петровской СШ и Джалтырской СШ№2. Остальные 24 школы являются малокомплектными.
Предварительный контингент учащихся 1-11 классов на новый учебный год составил 3492 ученика. Класс предшкольной подготовки еще формируется. Предварительное количество обучающихся в КПП - 357. Первоклассников –378. Прием документов в 1 класс завершен на 100%.  В 9 классах будут обучаться -279, а в 11классах -121ученик. В текущем году, впервые за многие годы, наблюдается прирост контингента учащихся школ район +84.
Анализируя качество обучения и успеваемость, обратимся к данным года истекшего. 2020-2021 учебный год завершили 3411 учащихся, при 100% успеваемости, из них, на «отлично» - 399, на «отлично» и «хорошо»-1163 учащихся. Качество знаний учащихся по району составило -52,2% в сравнении с показателем качества знаний - 57,2% в 201-2020 учебном году. Рост успешных учащихся снизился на 5 %.
Одним из важных показателей качества обучения являются результаты итоговой аттестации учащихся 9 и 11 – х классов. Так, в истекшем учебном году итоговую аттестацию за курс основной школы сдавали 283 выпускника, 13 из которых получили аттестат с «отличием» об основном среднем образовании. 121 выпускник закончили курс средней школы, из них обучались на государственном языке - 37, на русском языке - 84.  По итогам выпускных экзаменов качество знаний по предмету родной язык и литература составило – 86,6%, алгебра и начала анализа – 56,4%, история Казахстана – 77%.  По итогам государственной аттестации за курс средней школы стали обладателями аттестата «Алтын белгі» - 8 выпускников и 3 – обладателями аттестата «с отличием». Из 121 выпускника средних школ в ЕНТ приняло участие 99 выпускников или 82 % от их общего количества. 12 выпускников или 12,1% набрали на ЕНТ выше 100 баллов, при этом 25% выпускников школ района, сдававших ЕНТ, не смогли набрать пороговый уровень для поступления в ВУЗы, т.е. каждый 4-ый ученик не смог реализовать свою мечту -продолжить обучение в ВУЗе. В связи с чем, всем нам, педагогам, необходимо всерьез задуматься над тем, как выстроить учебный процесс в целом и подготовку выпускников школ района, чтобы в следующем году значительно снизить этот показатель. Немаловажным аспектом для анализа эффективности нашей деятельности, является доля выпускников, получивших образовательный  грант на обучение. Так, в текущем году 68 выпускников (68,8%) поступили на обучение в высшие учебные заведения, из которых 38 (55,9%) получили государственные образовательные гранты на обучение, что составляет от общего количества 59%. При этом, педколлективам необходимо взять на контроль вопросы трудоустройства, обратив особое внимание на выпускников, не прошедших пороговый уровень при сдаче ЕНТ и не сдававших ЕНТ.
Сегодня искренне хочу поблагодарить, и особо отметить работу по подготовке выпускников школы педколлектива КГУ «ООШ №1 села Жалтыр», который выпустил -2 обладателя аттестата «Алтын белгі» и 3  обладателей аттестата с отличием. Наивысший балл по району - 122 балла, также у выпускницы этой школы Жалбировой Айгерим, ныне студентки Евразийского университета имени Л.Гумилева; 8 (66,7%) из 12 выпускников этой школы стали обладателями образовательных грантов.

Для качественной организации учебного процесса, обучающиеся 100% должны быть обеспечены учебниками, в том числе доступом к их бесплатным электронным версиям. Так, в текущем году приобретены учебники нового поколения для 1 класса, осуществлен дозакуп учебников 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 класса с казахским и русским языком обучения. Общая выделенная сумма по Астраханскому району на учебники и УМК  составила 38 144 000 тг. Заказ на учебники составлялся строго в соответствии с приказом МОН за №286 от 10 июня 2021 года. Были заключены договора  с 11 издательствами , учебники и УМК доставлены в район. Организована выдача УМК и учебников школам района.
Для сокращения разрыва в качестве образования между городом и селом в нашем районе также активно внедряются IT технологии. Особый акцент ставится на развитие цифровизации образования и создание цифрового образовательного контента. Для реализации поставленной задачи идет работа по созданию информационно-технологической среды в школах района. В школах вводится курс «Робототехника», интегрирующего основы математики, информатики, технологии, инженерии, способствующего развитию у детей технического мышления и функциональной грамотности. В текущем учебном году приобретены 2 кабинета робототехники для КГУ «ООШ №1 села Астраханка» и «ООШ №3 села Жалтыр».  

Важная роль в становлении личности ребенка принадлежит педагогу. Впервые в марте 2021 года за особые заслуги перед страной 26 педагогам страны присвоена государственная награда – почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» с единовременной выплатой в размере 1000 - кратного МРП. С этого года предусмотрена доплата педагогам физической культуры в размере 100% от базового должностного оклада за проведение внеурочных спортивных занятий. Учебная нагрузка педагогов будет снижена до 16 часов. Принят ряд законодательных актов в сфере дополнительного образования. Изменился порядок присвоения квалификационных категорий педагогам. По итогам аттестации педагогам предусмотрена доплата за педагогическое мастерство в размере от 30% до 50%, для руководителей и заместителей руководителей организаций образования – от 30% до 100% от должностного оклада. Еще один важный момент нового учебного года: прием на работу педагогов теперь будет проводиться через конкурс в соответствии с конкретными критериями и квалификационными показателями. Данные меры способствуют улучшению кадрового потенциала педагогов и менеджеров.
Качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионального мастерства педагогов. Сегодня в школах района трудятся - 624 педагога. Из них, имеют высшее образование- 463 педагога, средне-специальное -161 педагог.  Педагогов с высшей категорией- 72, с первой категорией-204, со второй категорией-186 педагогов.
Так, на отчетную дату, аттестацию по новой системе прошли 324 педагога района, из них на педагога-модератора – 112, педагога-эксперта – 141, на педагога-исследователя – 52 и педагога-мастера - 4 учителя, что составляет 51,9%. 
С нового 2021-2022 учебного года  снижена нагрузка педагогов до 16 часов. Школы района переходят на новые сокращенные типовые учебные планы: 1-4, 5 и 6 классы. В связи с чем, в школы заявили о наличии 18 вакансии. Вакансии активно закрываются: очень хорошую мотивацию для молодых специалистов и вновь прибывающих педагогов в район дает программа «С дипломом в село» и соц пакет предусмотренный для сельских учителей. На отчетную дату в район прибыло 9 молодых педагогов. По району  в 11 школах вакантны должности директора школы.  
Одним из приоритетных направлений  Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы является развитие системы инклюзивного образования.  В Астраханском районе созданы соответствующие условия для детей с особыми образовательными потребностями в 7 ДДУ. Доля детских садов, создавших условия для инклюзивного образования в 2021 году составила 100%. Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования по состоянию на 01.09. 2021 года также составила -100% 
В 2020 году были приобретены комплекты учебников для слабовидящего ребёнка (ООШ с.Жана-Турмыс), а в 2021году приобретены учебники для слабовидящих детей и детей с нарушение интеллекта.
В текущем году приобретен и будет открыт на базе КГУ «ООШ №3 с.Жалтыр» кабинет поддержки инклюзивного образования.
Одно из непременных условий эффективного инклюзивного образования – повышение квалификации учителей в области инклюзивного образования. В 2021 году курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию прошли – 39 педагогов.
В соответствии с планом работы РМК, 2 раза в год, КГУ «Межрайонная психолого-медико-педагогическая консультация №1 г.Атбасар управления образования Акмолинской» области проводил консультирование детей с ООП.        Для совершенствования навыков работы с детьми с ООП, методистами отдела образования совместно со специалистами КГУ «Кабинет психолого- педагогической коррекции №15, село Астраханка, Астраханский район» был проведен районный семинар для координаторов инклюзивного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов на тему: «Инновационные подходы коррекционной работы с детьми особыми образовательными потребностями». Тесно ведётся работа с областными и районными организациями, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями.
Работа психологической службы является необходимым компонентом системы образования и воспитания. В школах района работают 24 педагога-психолога, из них с высшим образованием -21, средне- специальным-3, из них: педагог-исследователь-1, педагог-эксперт-2, первая категория-2, вторая категория-7, модератор-1. В 4 ПКШ введены ставки социальных педагогов. В ДДУ 3 педагога-психолога, из них, с высшим образованием- 2, среднее специальным-1. Первую квалификационную категорию-1 психолог.
В связи с внедрением с 2017 года межведомственного проекта программы «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенции суицида среди несовершеннолетних» фонда «Bilim Foundаtion» ведётся работа на постоянной основе по повышению квалификации психологов.  Данная программа направлена на улучшение психического здоровья подростков и на профилактику саморазрушающего поведения посредством принятия 3 различных мер: повышение осведомлённости учащихся о психическом здоровье, развитие их навыков решения проблем и поощрение поиска психологической поддержки, когда в этом возникает потребность.  На родительских собраниях озвучены вопросы: важность перенаправления подростков к специалистам, обеспечение конфиденциальности, важность медикаментозной  поддержки подростков «группы риска». Родители активно принимают участие в обсуждении озвученных вопросов.
По состоянию на 01.08.2021год прошли курсы в «Bilim Foundation» I этап -16, II этап- 20, III-18, IV-21 педагогов-психологов. Работа психолога осуществляется по следующими контингентом: педагоги, ученики, родители. Анализ работы психологической службы в системе образования показывает, что педагоги-психологи в своей работе реализуют целый ряд направлений: психодиагностическое, психопрофилактическое, организационно-методическое, развивающее-коррекционное, консультативное и просветительское. Ведется работа в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействия с родителями, опекунами, организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность ребенка).

Дополнительное образование. «Необходимо развивать и расширять организации дополнительного образования, наряду с новыми СТЭМ, информационными технологиями, мы   не должны  забывать о художественных, музыкальных, танцевальных и краеведческих направлений»- так обозначил направления развития в своем докладе А.Аймагамбетов.
В целом, в системе дополнительного образования района занято более 319 школьников. Международные исследования показывают, что организация дополнительного образования является фактором повышения качества и школьного образования. Школьники района активно принимают участие в республиканских соревнованиях, конкурсах.
Большое внимание в системе образования района  уделяется реализации программы «Рухани жаңғыру». Так, например воспитанники КГУ «Центр детско-юношеского творчества» и музыкальной школы в течение года принимали активное участие в областных, республиканских, международных конкурсах, таких как конкурс социальных проектов «Ауылым – алтын бесігім», «Алтын қазына», «Туған өлкенің туристтік-өлкетанушылық мүмкіндіктері», «Мир фантазии», конкурсы юных музыкантов, международные конкурсы по классу вокал, фортепиано, где занимали призовые места.
В дистанционном формате прошла областная выставка: конкурс художественного и декоративно-прикладного творчества «Алтын қазына» в рамках реализации государственной программы «Рухани жаңғыру». По итогам конкурса Удовиченко Марк занял 3 место в номинации «Изготовление изделий из бумаги», и Машевский Максим занял 3 место, в номинации «Художественная обработка дерева».
Воспитанница Центра детско-юношеского творчества села Астраханка – Будко Валерия и /ООШ №2 с.Астраханка/заняла І призовое  место в областном конкурсе на лучший видеоролик «Мой забавный питомец». Конкурс был направлен на формирование навыков бережного и ответственного отношения к окружающей среде и домашним питомцам.
Модернизация образования предполагает и дальнейшую работу новых подходов в воспитательном процессе.

Дополнительное образование

Для получения качественного образования и создания всесторонних условий для развития учащихся, также важно уделять особое внимание развитию дополнительного образования. По поручению Главы государства ведутся работы по обеспечению максимального охвата детей дополнительным образованием. Важно чтобы дети реализовывали спортивный, творческий и интеллектуальный потенциал.
В Астраханском районе  функционируют  2 организации дополнительного образования с охватом – 319 учащихся, в 184 кружках при школах охвачено  2600 детей, что составляет  85,4%  учащихся. До 2025 года охват детей дополнительным образованием планируется довести до 86,2% (3003 детей) от общего охвата детей школьного возраста.

В Центре детско-юношеского творчества детям предоставлена возможность посещать 11 кружков по шести направлениям (декоративно-прикладное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое и музыкальное), где занимаются 255 детей. Кружки ведутся на бесплатной основе.
В музыкальной школе /64 детей/ обучение ведется на двух отделениях: фортепианное, народное и класс вокала, на платной основе.
Увеличение охвата детей дополнительным образованием будет развиваться за счет расширения других видов кружков в действующих организациях дополнительного образования, общеобразовательных школах:
- в 2020 году - охват дополнительным образованием составил 85,4%  или 2919 детей, увеличили охват за счет открытия при Доме творчестве кружка по вокалу;
- в текущем году охват дополнительным образованием будет доведен до 85,6% или 2943 детей, охват планируется увеличить за счет открытия при центре детско-юношеского творчества театрального кружка и на базе «ООШ №2 с. Астраханка» открытия кружка «резьба по дереву», направление декоративно-прикладного искусства.

В школах действуют детские общественные организации «Жас Улан», «Жас Қыран». Членами ДОО «Жас Улан» являются 1114 учащихся школ района или 64,2%, «Жас Кыран» - 1549 учащихся или 100%. В других детских движениях «Адал ұрпақ», «Жұлдыз» охвачено 400 учащихся.
Большое внимание уделяется дебатному движению, как сказал Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев: «Первостепенная задача современной системы образо­вания – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках». И в нашем районе, в рамках реализации общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы» действуют 3 дебатных кружка, которыми охвачено 37 детей.

Укрепление МТБ. В рамках реализации мероприятий предвыборной программы партии «Nur Otan» в районе проводится модернизация школ района. В текущем году будет модернизировано 6 школ. Модернизация инфраструктуры и материально-технической базы школ позволит создать условия для успешного обучения школьников и будет способствовать сокращению разрыва в качестве образования между сельскими и городскими учащимися.
Проводится работа по обеспечению безопасности на объектах образования: установлены турникеты в КГУ «ООШ№1 села Астраханка» и «ООШ№2 села Астраханка»; следующим этапом планируется установка голосового оповещения и тревожных кнопок в этих же школах.

Приобретен и установлен кабинет биологии новой модификации стоимостью 5,8 млн. тенге  в Есильскую СШ.
Поставлены 23 комплекта мебели в КГУ «ООШ села Первомайка», «ООШ села Петровка», «ООШ№2 села Жалтыр» и «ОСШ села Ковыленка»       Работы по выносу котельных со здания школы и установке блочно-модульных котельных в КГУ «Основная средняя школа села Таволжанка отдела образования по Астраханскому району" и «Основная средняя школа села Акимовка отдела образования по Астраханскому району" завершены. В данное время завершен текущий ремонта системы отопления Акимовской основной школы. Завершены работы по ремонту системы отопления и теплотрассы Астраханской СШ№1. Завершены работы по текущему ремонту Кызылжарской СШ, в рамках которой отремонтирована теплотрасса, установлено 21 окно, заменена система отопления правого крыла школы. Подана бюджетная заявка в управления образования области на выделение бюджетных средств по замене дымовых труб в школах с. Новый Колутон, с. Колутон, с. Старый Колутон, с. Каменка.
Приобретены для 10 школ района и установлены 10 котлов на сумму 26,2 млн. тенге .
В июне 2021 года в Центре детско-юношеского творчества  села Астраханка был проведен текущий ремонт холла и актового зала, на сумму 2 ,9 млн. тенге.
На стадии завершения работы по реконструкции кровель КГУ «ООШ села Каменка» и «ООШ села Новый Колутон», по ГККП «Ясли-сад села Петровка Предполагаемый срок завершения работ до 10 сентября текущего года.
Подытоживая сказанное, хочу отметить, что совместными усилиями сделано немало, но предстоит сделать еще в разы больше.  Задачи, которые ставит перед нами Глава государства, Министерство образования являются значимыми как для системы образования, так и для государства в целом.  И мы обязаны приложить все усилия для их реализации. Ведь образованная нация  – залог устойчивого развития страны.

Руководитель                                                          Г. Т. Шаяхметова