22/10/2024  Вторник
$484.19 ₽5.03 €524.28

Новости

Газета Маяк

Аккредитация наблюдателей международных организаций и иностранных государств завершилась 30 мая в 18:00, передает корреспондент МИА «Казинформ». Всего для участия в республиканском референдуме в качестве международных наблюдателей Центральной комиссией референдума аккредитовано 272 представителя от международных организаций и иностранных государств. Центральной комиссией референдума РК принято постановление «Об аккредитации наблюдателей международной организации и иностранных государств на республиканский референдум, назначенного на 5 июня 2022 года». По представлению Министерства иностранных дел, на аккредитацию заявлены 14 наблюдателей от представительства Европейского Союза в Республике Казахстан, а также от Германии, Индонезии, Ирана, Северной Македонии, Эстонии. Ранее сообщалось, что в соответствии с Указом Президента РК №888 от 5 мая текущего года 5 июня состоится общенациональный референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан. Граждане РК смогут проголосовать на референдуме даже за рубежом.

https://www.inform.kz/ru/akkreditovano-272-inostrannyh-nablyudatelya-na-referendum-v-rk_a3938768

Казахстанские и международные эксперты за «круглым столом» обсудили поправки в Конституцию РК, вынесенные на референдум, который состоится 5 июня.

Встреча прошла на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте. Заседание «круглого стола» состоялось в онлайн- и офлайн-форматах и было посвящено теме «Конституционная реформа – путь сис­темного обновления».

Как отметил модератор встречи – директор Центра аналитичес­ких исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев, до всенародного голосования осталась неделя, и в этот период очень важно усилить меры, направленные на то, чтобы раскрыть казахстанцам суть и смысл конституционной реформы.

– Смысл и значение вносимых в Основной закон поправок необходимо воспринимать, исходя из фундаментальных ценностей человечества, таких как защита прав человека, выстраивание эффективной коммуникации между государством и гражданином, – считает Алибек Тажибаев. – При разъяснении изменений и дополнений ключевые акценты важно делать на значении конституционной реформы для каждого казахстанца.

Повышение осведомленности и активности казахстанцев отметил директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов. По его словам, даже те категории людей, которые ранее слабо интересовались казахстанским законодательством и политической жизнью страны, стали изучать поправки в Конституцию, задавать вопросы специалистам, узнавать детали происходящих в стране реформ.

Казахстанцы интересуются поправками в Конституцию, задают экспертам вопросы в ходе встреч в регионах, а также в социальных сетях.

– Граждане активно интересуются, какую роль играет уполномоченный по правам человека, какие у него полномочия, что такое Конституционный суд, решением которого даже принятые Парламен­том законы могут потерять юридический смысл, – сказал Марат Башимов. – Интересуются тем, как простой гражданин может обратиться в Конституционный суд. Много вопросов связано с поправкой, касающейся политичес­кой нейтральности Президента.

Эксперт подчеркнул, что, голосуя за поправки в Конституцию, казахстанцы также поддерживают борьбу с коррупцией и непотизмом посредством принятия поправки о родственниках Президента, которые не смогут занимать ключевые должности в государственном и квазигосударственном секторах. Также, по мнению спикера, важным моментом конституционной реформы является исключение из Основного закона положений, соз­дающих особый статус и исключительность отдельных людей и тем самым нарушающих принципы равенства и справедливости.

В свою очередь старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Слямжар Ахметжаров сделал акцент на политическую значимость конституционных поправок.

– С точки зрения науки процесс модернизации состоит из трех важных элементов. Первое – экономический рост, второе – социальная мобилизация и третье – политичес­кое развитие, – отметил он. – Согласно теории модернизации, рост благосостояния населения способствует росту запросов граждан на политические преобразования. И в результате происходит развитие демократических институтов. Интересно, что три элемента модернизации могут идти в разной последовательности.

Анализируя опыт США и большинства стран Европы, Слямжар Ахметжаров обратил внимание на то, что в указанных государствах активные преобразования начинались с процесса социальной мобилизации. То есть запрос граждан на политические реформы предшествовал политическим преобразованиям. Ярким примером является французская буржуазная революция: на рубеже ХVІІІ–ХІХ веков произошли большие волнения, в результате которых прошли политические преобразования, и после этого пошел этап форсированного индустриального развития.

– Казахстан многие ученые сравнивают с южноазиатскими странами, где, как и у нас, сначала упор делался на экономический рост. Например, в Японии и Южной Корее в середине XX века в результате экономического роста появился запрос граждан на политические реформы, и в результате произошли большие демократические преобразования, – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что конституционные поправки являются частью большой трансформации Казахстана, они нацелены на демократизацию политической системы нашей страны.

Свое видение политических реформ в Казахстане на встрече также представили приглашенный исследователь Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Мирас Жиенбаев, аналитик-менеджер Центра изу­чения общественных процессов Казахстанского института общественного развития Таисия Мармонтова, ассоциированный профессор университета имени Бинали Йылдырым (Турция) Айнур Ногаева и ряд других экс­пертов и исследователей.

Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прокомментировал предлагаемые в Конституцию поправки относительно его статуса, передаёт BaigeNews.kz.

Как пишет политолог Данияр Ашимбаев, Елбасы ответил на его вопросы по телефону.

"Я всегда подчеркивал, что Основной закон страны – это не застывший правовой реликт, а живой механизм, отражающий жизнь казахстанского общества, перемены, происходящие в нем. Изменения вносились и ранее.
В целом, я считаю, что каждое поколение имеет право вносить изменения в Основной закон, если это является насущным велением времени и будет способствовать прогрессу, демократическому развитию общества.
Меня, как и всех волнует, чтобы все происходящее было в интересах государства и нашего народа.
Также для меня всегда гораздо важнее всего остального было то, что я оставлю после себя своему народу и стране", - сказал Назарбаев в интервью Ашимбаеву, которое политолог опубликовал в своём Telegram-канале.

Елбасы отметил, что в 2019 году "сделал осознанный шаг и несмотря на возражения многих сам ушел с поста главы государства".

"Ушел на пике народной поддержки моего курса. О чем свидетельствуют последние президентские выборы в 2015 году, когда я получил 97,7% голосов избирателей. Да, за мной оставались определенные полномочия. Но это было сделано для плавного политического транзита и смягчения возможных противоречий в обществе и властной элите. В соответствии с Конституцией я передал свои полномочия президента председателю сената Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву. На последующих всенародных выборах он одержал победу. Все эти годы я всячески поддерживал его действия по реформированию и дальнейшему развитию нашей страны. Можете не сомневаться, что поддержу и в этот раз", - сказал Назарбаев.

Елбасы ответил, что 5 июня я обязательно примет участие в голосовании на референдуме.

https://baigenews.kz/news/nazarbaev_prokommentiroval_popravki_v_konstitutsiyu_otnositelno_ego_statusa/

В мае этого года Конституционный совет РК принял решение одобрить законопроект о внесении изменений в Конституцию страны. Согласно представленному заключению, предложенные меры призваны создать прочный политико-правовой фундамент проводимым реформам. Однако еще до обнародования данного решения стало понятно, что предлагаемая конструкция модернизированной президентской формы правления в нашей стране получила широкую общественную поддержку.

Эксперты, принимавшие участие в обсуждении поправок в Основной закон, высказываются за комплекс­ную трансформацию всей государственной модели.

– Очевидно, что вышедшая на финишную прямую конституционная реформа станет судьбоносным шагом на пути к построению Нового Казахстана. Как отметил в своем обращении Президент Касым-Жомарт Токаев, одобренные инициативы должны гарантировать оптимальный баланс властных институтов, – говорит Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП).

Как она отмечает, вопрос о причастности граждан страны к столь масштабным преобразованиям является логичным и закономерным. Мировой опыт показывает, что прак­тика проведения референдумов остается ключевой формой всенародного волеизъявления.

За более чем 30-летнюю историю в Казахстане процедура всенародного голосования по вопросу изменения Основного закона применялась лишь единожды, а именно в 1995 году. Именно тогда в стране была принята действующая Конституция. В течение последующих лет попытки инициировать проведение референдумов по тем или иным вопросам не переходили в практическую плоскость.

В результате все последующие конституционные реформы получали одобрение в Парламенте. В общей сложности решением парламентариев изменения в Основной закон вносились четыре раза, охватив в совокупности 85 статей.

Предложенный вариант новой конституционной реформы предполагает внесение изменений в 33 статьи Конституции. Данное обстоятельство наглядно подтверж­дает необходимость задействовать существующие нормы конституцион­ного закона «О республиканском референдуме».

Понимая это, депутаты Мажилиса уже одобрили законопроект, который призван унифицировать форму бюллетеней, используемых при проведении республиканского референдума. Тем самым были внесены уточнения относительно того, какие бюллетени следует считать недействительными.

Кроме того, благодаря референдуму Президент Касым-Жомарт Токаев сможет заручиться одобрением населения в отношении планируемых политических и экономических преобразований страны. Механизм референдума позволит четко замерить уровень доверия со стороны общества как к фигуре Президента, так и к его политическому курсу в целом.

После январских событий важность прямой коммуникации между гражданами и властью возрастает многократно. Поддержка гражданами предстоящей конституционной реформы могла бы стать серьезной опорой для руководства страны в обозримой перспективе.

Содержание и характер анонсированных политических преобразований полностью отражает многолетний запрос казахстанцев на расширение участия в управлении государством и глубинную демократизацию политических процессов. Именно поэтому можно ожидать, что значительная часть населения продемонстрирует свою гражданскую позицию, решительно поддержав курс на создание Второй республики.

– Проголосовав на референдуме за поправки в Конституцию, население продемонстрирует поддержку не только предстоящей конституцион­ной реформе, но и выразит свое доверие к Президенту и его политическому курсу, – говорит Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП).

Как он отмечает, референдум открывает новый этап в демократическом развитии страны.

Озвучив идею референдума, Президент тем самым демонстрирует последовательность в проведении системных политических преобразований.

Важно отметить, что Глава государства инициирует конституционную реформу, которая не расширяет, а перераспределяет часть его полномочий другим институтам власти.

Конституционные поправки, выносимые на референдум, представляют собой законодательное оформление ряда важнейших политических инициатив, выдвинутых Главой государства 16 марта в Послании народу Казахстана.

В соответствии с конституционными поправками сократятся полномочия Президента, усилится роль Парламента и маслихатов, укрепятся правозащитные институты.

Реформы направлены на децент­рализацию власти, усиление парламентаризма и многопартийности, повышение политической конкуренции, развитие гражданской и политической культуры.

В целом в рамках конституционной реформы предполагается перерас­пределение функций и формирование оптимального баланса между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти.

В числе поправок также находится норма, закрепляющая собственность земли и природных ресурсов за народом. Данная норма полностью отвечает запросам большинства населения и исключает любые разночтения в будущем.

Всего поправки охватывают более 30 статей Конституции, что свидетельствует о масштабности и фундаментальном характере проводимых реформ.

6 мая в СМИ был опубликован итоговый проект поправок, за который населению необходимо будет проголосовать 5 июня этого года. Казахстанцы будут голосовать «за» или «против» всего пакета поправок.

На республиканский референдум проект закона будет вынесен со следующей формулировкой вопроса: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?»

Таким образом, через участие во всенародном референдуме каждый гражданин сможет напрямую проголосовать за системную и комплекс­ную трансформацию существующей политической модели.

В целом, по убеждению экспертов, республиканский референдум позволит активизировать общественно-политические процессы в стране и повысить уровень доверия населения к проводимым политическим преобразованиям.

https://kazpravda.kz/n/konstitutsionnaya-reforma-stanet-sudbonosnym-shagom-dlya-kazahstana/

Предстоящий референдум – еще одно доказательство того, что Казахстан стремится вписаться в общемировую политическую систему управления.

Любое государство – это, прежде всего, четкая система управления, где каждому есть место для участия. По­этому, участвуя в референдуме по изменению и дополнению Основного закона Республики, мы в праве рассчитывать и на изменения всей жизни в Казахстане. И тем самым построим Вторую республику.

Меня особо заинтересовала 87-я статья проекта, где говорится о назначении акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Это команда Главы государства, и она должна утверждаться им с согласия депутатов маслихатов.

А каков у нас механизм вы­движения кандидатов в акимы? Кто его определяет и всегда ли он отвечает интересам страны? Субъективизма здесь еще много...

Скажу и о другом – об исполнении решений и рекомендаций Президента на местах. Президент объявил 2022 год Годом детей, а это значит, что его представители в регионах должны принять особые меры по поддержке всего, что связано с миром детей.

Мы в редакции единственной в республике детской региональной газеты рассчитывали, что нам будет дана возможность расширить издание и нам удастся выпускать несколько полос на государственном языке. Но из-за позиции местной власти этого не удалось сделать. И это лишь один пример отсутствия контроля по вертикали исполнения решений Президента сверху донизу.

Убежден, обновленная Конституция даст нам возможность усилить местную власть, поднять уровень доверия к ней, поможет Президенту повысить эффективность управления регионами. Ведь именно от всех этих составляющих и зависит быть или не быть Новому Казахстану.

https://kazpravda.kz/n/kazahstan-stremitsya-vpisatsya-v-obshchemirovuyu-politicheskuyu-sistemu-ekspert/

Таковы результаты со­циологичес­кого исследования Referendum: Halyq üni, проведенного несколько дней назад в рамках проекта «Әлеумет» Институтом общественной политики при партии «AMANAT».

По мнению 67,9% граждан, конс­титуционная реформа положительно повлияет на развитие страны. В частности, казахстанцы поддерживают усиление механизмов защиты прав граждан (80,1%), расширение участия населения в управлении страной (76,8%), окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике (73,5%), перераспределение ряда властных полномочий (72,3%), усиление роли и повышение статуса Парламента (64,4%).

– Пятого июня на избирательные участки намерены прийти две трети граждан, – сообщил на брифинге секретарь партии Даулет Карибек. – С помощью социологических исследований политобъединение проводит скрининг общественного мнения, учитывая полученные результаты в своей работе, а также оценивая собственную эффективность. Можно сказать, мы «сверяем часы» с общественным мнением. Вся эта работа полностью соответствует духу концепции «слышащего государства».

Он также отметил, что за 27 лет в Казахстане впервые проходит референдум. Вот почему важно разъяснять населению, что это такое и почему нужно участвовать в голосовании.

По словам директора Института общественной политики Мадины Нургалиевой, растет гражданская активность казахстанцев, у населения стабильно фиксируется запрос на перемены. Результаты последних социологических замеров свидетельствуют о положительной оценке текущих общественно-политических процессов.

87,5% граждан в той или иной степени хотят изменений в жизни страны. 55,4% опрошенных занимают активную гражданскую позицию. Всего в исследовании приняли участие более 1 700 респондентов во всех регио­нах страны.

Мадина Нургалиева подчеркнула, что партия «AMANAT» – единственная, кто имеет свой аналитический центр в лице института и проводит собственные социологические исследования. Это позволяет держать руку на пульсе, быть в прямом контакте с электоратом, понимать его проблемы и принимать эффективные решения.

– Многие партийные инициативы исходят из того, что мы получаем информацию напрямую «от земли». Такая публичная демонстрация открытых данных – показатель нашей открытости и прозрачности, – сказала она.

В рамках проекта «Әлеумет» исследования будут проводиться на регулярной основе с целью формирования системной социо­логии. Результаты будут публиковаться в Telegram-канале института
@SocioExpert.

Об агитационной кампании партии рассказал депутат Мажилиса Парламента от «AMANAT» Саясат Нурбек. По его словам, парламентарии провели около тысячи встреч с жителями регионов. Причем характер встреч изменился: сейчас люди активно интересуются реформами, доходят до самой сути и задают немало острых вопросов. Всего в агитмероприятиях приняли участие свыше 220 тыс. человек.

https://kazpravda.kz/n/vnesenie-popravok-v-konstitutsiyu-podderzhivayut-759-kazahstantsev/

На площадке independ.kz состоялся брифинг общественного объединения «Центр гражданских инициатив».

Тема мероприятия была посвящена предстоящему референдуму по внесению поправок в Конституцию.

В ходе брифинга представители общественного объединения объявили о создании штаба, который будет осуществлять мониторинг референдума.

Как подчеркнула руководитель штаба Ботагоз Кудышева, «Центр гражданских инициатив» поддерживает проведение референдума как возможность свободного волеизъявления народа. Каждый гражданин страны сегодня вдохновлен идеей построения Нового Казахстана как общества равных возможностей, социальной справедливости и благополучия каждого человека.

От имени активистов общественного объединения она выразила уверенность, что неправительственные организации в Новом Казахстане будут играть ключевую роль.

Координатор Ауэзовского района Жанна Мукатаева обратила внимание на то, что волонтеры общественного объединения всегда стремятся находиться в центре общественных процессов страны, ведут мониторинг работы государственных структур. «Центр гражданских инициатив» на постоянной основе привлекает добровольцев.

Завершал мероприятие координатор Алмалинского района Жасулан Тажибаев, который призвал всех горожан проголосовать на референдуме и тем самым внести свой вклад в строительство Нового Казахстана.

По словам наблюдателей, штаб организации будет работать с 4 по 6 июня по адресу ул. Маркова, 46 (угол ул. Габдуллина), 4-й этаж (мкр. Коктем).

https://365info.kz/2022/05/nablyudateli-nachali-podgotovku-k-referendumu-v-almaty

5 июня 2022 года в Казахстане пройдет референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Прокурор города Алматы Берик Жуйриктаев разъяснил пользователям Zakon.kz правовые вопросы, касающиеся этого события.

- Берик Куанышбекович, приближается референдум. Многих волнует, как будет обеспечиваться его законность и кто будет заниматься этим вопросом.

- Законность в проведении предстоящего референдума будут обеспечивать органы прокуратуры, это наша главная задача. Мы будем участвовать в этом мероприятии от начала до конца, то есть от процедуры агитации до подведения итогов голосования и следить за порядком, не допускать нарушений закона, оперативно реагировать на все возможные ситуации и принимать соответствующие меры.

– Чем отличается референдум от выборов?

– Республиканский референдум – это всенародное голосование по изменению Конституции, законов, в том числе конституционных, и по другим наиболее важным вопросам государственной жизни страны.

А выборы – свободное осуществление гражданином республики своего права избирать и быть избранным.

Обе процедуры реализуются путем всенародного голосования, соответственно, процесс подготовки и проведения этих мероприятий очень схож.

– Так в чем же разница?

– Разница в том, что выборы организуются только при избрании президента или лиц в представительные органы, а референдум – для решения важных государственных вопросов. То есть основным отличием является фактор выборности.

Во время референдума гражданин, пользуясь своим правом, поддерживает или отклоняет предложенные государством меры. В нашем же случае – внесение изменений и дополнений в Конституцию страны.

– Какие обычно нарушения допускаются во время таких мероприятий?

– На примере прошедших очередных выборов в Мажилис Парламента и маслихаты в январе 2021 года могу сказать, что большинство нарушений совершаются при проведении агитации.

По выборному законодательству в предшествующий референдуму день и в день проведения референдума агитация запрещается, но многие граждане, не обладая элементарными юридическими знаниями, нарушают эти требования, проводят незаконную агитацию или опросы общественности.

В прошлом году, к примеру, за аналогичные нарушения были привлечены к административной ответственности четыре человека.

– А печатные агитационные материалы и плакаты, которые повесили вне помещений ранее, надо снимать перед референдумом или нет?

– Не надо, они могут висеть на прежнем месте.

– Кто принимает меры в отношении нарушителей выборного законодательства? Акиматы?

– Нет. По фактам нарушений выборных процессов административные производства возбуждаются исключительно органами прокуратуры.

Особо хочу сказать, что при проведении таких важных государственных мероприятий, как референдум или выборы, некоторые лица начинают призывать граждан на всякого рода митинги и публичные собрания. Этого нельзя делать, это запрещено законом.

Разъясняю, что за подобные действия предусмотрена уголовная и административная ответственность. Если граждане хотят провести митинг, пикет, демонстрацию или шествие, то нужно в установленные законом сроки подать в местный исполнительный орган уведомление и заявление.

– А если у них имеются жалобы, то куда следует обращаться?

– В суды, прокуратуру и избирательную комиссию. К ним могут обращаться не только граждане, но и члены избирательных комиссий, и представители зарегистрированных общественных объединений.

Все жалобы, заявления и обращения касательно проведения голосования должны быть рассмотрены в пятидневный срок. Но если они поступили менее чем за пять дней до голосования или в день голосования, то рассматриваются немедленно. Таков закон.

Также хочу проинформировать, что для своевременного приема и рассмотрения жалоб во время избирательного процесса прокуратура, суды, полиция и другие уполномоченные государственные органы будут работать без выходных, в том числе в день голосования.

Кроме этого, мы организовали работу дежурных прокуроров по вопросам референдума и открыли горячую линию, куда может обратиться любой желающий по телефонам: 265-03-35, 224-01-68.

– Берик Куанышбекович, а вы сами пойдете на референдум голосовать?

– Я как гражданин своей страны, пользуясь своими конституционными правами, в обязательном порядке буду принимать участие в референдуме. Для меня лично это важно.

https://www.zakon.kz/6015501-zakonnost-vo-vremia-referenduma-budut-obespechivat-nadzornye-organy-prokuror.html

Депутат Сената Парламента Республики Казахстан Султанбек Макежанов в ходе визита в Российскую Федерацию встретился с казахстанскими студентами, которые обучаются в городе Санкт-Петербурге, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу Сената Парламента Республики Казахстан.

Султанбек Макежанов в ходе беседы с молодыми людьми рассказал об основных нововведениях в Основной Закон страны, в том числе об исключении некоторых полномочий Президента, возможности устанавливать такую меру наказания как принудительный труд при совершении не только уголовных правонарушений, но и административных. «Любые реформы требуют поступательного изменения общества, в котором они проводятся. Все поправки в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум – это сформированный запрос общества, который Президент получает через обращения и другие ресурсы. В связи с этим, 5 июня текущего года, каждый казахстанец должен сделать свой выбор», - сказал Султанбек Макежанов. Кроме того, подчеркнул депутат, предложенные Главой государства реформы направлены на демократизацию политической системы и на обеспечение возможности для всех граждан страны влиять на политические решения, и непосредственно участвовать в строительстве Нового Казахстана.


https://www.inform.kz/ru/predstoyaschiy-referendum-obsudili-molodye-kazahstancy-v-sankt-peterburge_a3937831

Ведущие казахстанские и зарубежные аналитики обсудили на площадке СЦК предстоящий референдум и политическую значимость конституционных реформ на пути системного обновления, передаёт BaigeNews.kz.

Старший научный сотрудник КИСИ при президенте РК Слямжар Ахметжаров считает, что конституционные преобразования в Казахстане нужно рассматривать в контексте модернизационной повестки. С точки зрения науки процесс модернизации состоит из трёх важных элементов: первое — экономический рост, второе — социальная мобилизация и третье — политическое развитие. Согласно теории модернизации рост благосостояния населения способствует росту запроса граждан на политические преобразования. В результате происходит развитие демократических институтов.

"Многие учёные сравнивают Казахстан с Южно-Азиатскими странами. У нас упор делался больше на экономический рост. К примеру, в Японии, Южной Корее и Тайване в середине ХХ века в результате экономического роста произошёл запрос граждан на политические реформы, в результате прошли большие демократические преобразования. В Казахстане долгое время следовали принципу: "сначала экономика, затем политика". В 90-е годы отчасти данная стратегия была оправдана, потому что страна находилась в глубоком экономическом кризисе. В начале 2000-х следование данному принципу поддерживало стабильный рост ВВП на душу населения, однако когда в 2000-х пошли требования политических реформ, власть предпочла законсервировать политические институты. В результате у нас последние 10 лет наблюдалась стагнация и это нужно признать", — сказал Слямжар Ахметжаров.

Очевидно, что казахстанская экономика зависит от полезных ископаемых. Ресурсозависимость привела к тому, что стали очень чувствительны к внешним шокам, глобальному кризису.

"Как следствие всех этих факторов, мы стали свидетелями январских событий, когда произошла массовая социальная мобилизация граждан. И поэтому в данном контексте конституционные поправки являются частью политической трансформации Казахстана. Конституционные поправки во многом нацелены на демократизацию политической системы нашей страны. Поправки будут способствовать отходу от излишней концентрации президентских полномочий, усилению парламента. Важным новшеством является модернизация избирательного процесса. Теперь у граждан будет возможность голосовать за конкретных представителей, усиливается роль местных представительных органов власти: теперь президент будет на альтернативной основе вносить не менее двух кандидатов на рассмотрение депутатов маслихатов", — ещё раз разъяснил Слямжар Ахметжаров.

Он отметил, что сейчас в Казахстане открывается окно возможностей, для этого присутствуют все важные элементы: есть запрос со стороны общества на политические изменения, есть политическая воля главы государства внедрить эти изменения и есть те самые необходимые реформы в виде конституционных поправок, которые нацелены на новые политические преобразования.

По мнению исследователя Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ "Высшая школа экономики" в Москве Мираса Жиенбаева, в вопросе проведения референдума самое важное — это концептуальная значимость государства к применению подобного механизма, референдума как высшей формы выражения власти народа.

"И это в значительной степени отразится на политической культуре нации, гражданском самосознании наших граждан. Тот факт, что речь идёт о поправках в Конституцию — самый главный закон нашей нации, — имеет фундаментальное значение в наши дни. Далеко не все страны прибегают к использованию механизма референдума. А готовность нашего политического руководства называть вещи своими именами и фокусироваться на фундаментальной задаче государства по обеспечению процветания республики и всех её граждан, особенно в нынешних условиях нестабильности, показательна. Трагические события января возвели в новое качество необходимость диалога государства и общества. И в этом случае референдум — совершенно естественная реакция на произошедшие события", — считает Мирас Жиенбаев.

Эксперт отметил, что слышащее государство должно быть усилено, а президент как гарант Конституции и верховенства права делает принципиальную ставку на усиление институтов государственной власти и отхода от персоналистских моделей управления государством. И это создаёт предпосылки для интенсивного рывка в сторону демократии.

"Политическая жизнь казахстанцев после референдума 5 июня значительно расширится. Это важно для всех, особенно для молодых поколений, потому что средний возраст населения Казахстана ежегодно снижается. Во-первых, каждый год рождается всё больше молодых казахстанцев, а средний возраст граждан нашей республики составляет чуть больше 29 лет. С помощью участия в референдуме каждый из нас определяет не только своё будущее, но и будущее наших новых поколений страны в которой мы все будем жить и работать. Референдум — это очень смелый и важный шаг с точки зрения эволюции нашей политической культуры. По сути, этот референдум станет перезагрузкой функционала полномочий всех ветвей государственной власти", — уверен Жиенбаев.

В свою очередь, директор Экспертного института Европейского права и прав человека, доктор юридических наук, профессор Марат Башимов подчеркнул, что референдум поможет осуществления мечты народа о достойной жизни в справедливом обществе.

"Голосуя за внесение изменений и поправок в Конституцию, мы голосуем за сопротивление коррупции, непотизму. "Новый Казахстан" начинается с равенства, справедливости и позитивных изменений. Красной нитью через все конституционные поправки проходят понятные для человека вещи: он хочет жить благополучно, чтобы его дети жили лучше, и президент постоянно на это указывал", — заключил он.

baigenews.kz: https://baigenews.kz/news/politicheskaya_zhizn_kazakhstantsev_posle_referenduma_znachitelno_rasshiritsya-_-_ekspert/

Языки издания: казахский, русский

Распространение газеты: подписка+розница

Дни выхода: пятница

Тираж: 1050  экз.